суббота, 18 июня 2011 г.

Восточный экспресс. часть 1



«Чёрт, как холодно!» - было моей первой мыслью, когда я вышла из аэропорта Ататюрка и натянула капюшон и рукава толстовки. Когда дома готовишься в поездке - читаешь, смотришь фотографии - думаешь, что вот прилетишь, и тут же на тебя лавиной обрушатся запахи, звуки, свет, цвет, местные обычаи, музыка, танцы… А на деле стоишь глубокой ночью на пустой стоянке такси возле аэропорта, два местных носильщика молча разглядывают тебя украдкой из-под капюшонов, не надеясь на тебе заработать – ты же путешествуешь налегке, и думаешь «Чёрт, как же холодно!».





На метро до вокзала, на аэроэкспрессе до аэропорта, бегом по травелаторам до терминала Д, три часа лёту до Стамбула – это был длинный и, благодаря московскому вечернему часу пик и московским же грозовым облакам, волнительный путь, и мне никак не верилось, что я его преодолела.

Вообще, когда у путешествия нет свидетелей, оно может быть чем угодно – сном, миражом, фантазией, но только не настоящим – реальным – путешествием. Я сидела на заднем сидении жёлтого такси (в Стамбуле, как в Нью-Йорке,  все такси жёлтые), придерживала свой рюкзак на поворотах и всматривалась в черноту за окном, отчаянно пытаясь увидеть Мраморное море.  Моря видно не было. Были видны пяти-шестиэтажные дома с большими тёмными окнами по обеим сторонам дороги и слышны монотонные турецкие разговоры по рации. Всё это в купе со слегка затёкшими ногами после перелёта давало некоторое ощущение, что я уже не дома, а где-то далеко, но было не слишком убедительно. Не верилось мне ровно до тех пор, пока я в очередной раз  не повернула голову и не увидела её: над низкими крышами в абсолютно чёрном небе полукругом горело золотое зарево, в нём светились большой купол и шесть минаретов, меж которыми кружили птицы - десятки птиц. 

«Что это, Айя София?» - спросила я таксиста.

«Нет, Голубая мечеть, мисс» - ответил он, зевая.


Я попросила остановить на минутку и вышла из такси. Счётчик тикал, а я стояла на узкой пустой улице и смотрела, загипнотизированная этой красотой и плавными траекториями полётов чаек. Это была огромная голограмма, от которой я не могла оторваться.









Потом я видела её пасмурным вечером - монохромную и какую-то даже призрачную, и в голубой утренней дымке, когда она почти сливается с небом, как серое Мраморное море плавно переходит в серую восточную часть города за Босфором, а потом - в серую массу неба с серыми чайками, и всё это вместе кажется единым целым. Я видела её в ярком плоском полуденном свете, окружённую со всех сторон людьми и гортанными турецкими голосами, и, тихую и сонную, в низких золотых рассветных лучах, с которыми она так контрастирует, что кажется нарисованной. Я видела её – совсем близко, буквально рукой подать – с крыши своего отеля, когда случайно забежала туда «глянуть одним глазком» и обомлела, и навеки бы там поселилась, если бы не жуткий холод вместе с пронизывающим ветром. Я видела её изнутри и хотела забрать с собой (или по меньшей мере сфотографировать) каждый элемент, каждый сантиметр её, испещрённых красивейшими голубыми орнаментами, стен и куполов.



       



Ну разве она не прекрасна?!
Мне, конечно, сравнивать особенно не с чем: я ещё не видела Саграда Фамилию, Акрополь, Ангор, Коллизей, Норт Дам де Пари, Импаер Стейт Билдинг, башню Парнас, храм Тодай-дзы, Мачу Пикчу, египетские пирамиды и прочие чудеса света, но - простите меня, Тадж Махал, Форт Акбар, Пура Бесаких и Айя София, которые я видела - мечеть Султанахмет снаружи для меня самое прекрасное сооружение ever.





Строительство мечети Султанахмет началось в 1609 году и длилось семь лет. Для росписи изникских изразцов на её стенах и сводах было использовано более пятидесяти вариаций изображения тюльпанов. В ней 260 окон, стёкла для которых изначально были привезены из Венеции (сейчас уже, конечно, обычные), и в солнечную погоду, когда свет проникает сквозь них, Голубая мечеть светится и становится кружевной, невесомой... и очень голубой.

       



       

***

На первый взгляд может показаться, что все мечети в Стамбуле одинаковые, но только на первый, беглый взгляд. На самом деле они все очень разные. Настолько разные, что спустя больше месяца я, разбирая фотографии, безошибочно определила, где какая.
Например, мечеть Шехзаде - первая, которую я увидела изнутри, разувшись и покрыв голову, во время своей стамбульской большой петли "куда глаза глядят" в первый день.

       

"Шехзаде" по-турецки означает "принц, наследник", и эта мечеть вместе с гробницей была построена за пять лет в середине 16 века в честь умершего сына султана Сулеймана Великолепного. Пишут, что под полом этой мечети есть бассейн, благодаря которому летом в ней прохладно, а зимой тепло. В холодном конце апреля в ней тоже было тепло и необыкновенно тихо. Т.к. она находится вдалеке от самых посещаемых туристических мест этого шумного и насквозь туристического района, между молитвами людей тут мало, и стоит попасть за её высокий забор с деревянными дверями, как оказываешься в каком-то другом мире. Мире, где птицы поют, деревья шелестят, кошки неслышно ходят своими плюшевыми лапами по старинным плитам, немногочисленные туристы разговаривают почти шёпотом, а служители негромко тараторят что-то на турецком и приглашают войти.

       

       

***

Или, например, мечеть Сулеймание, в которую я попала, прогулявшись через городок Стамбульского Университета. На входе в городок всех тщательно досматривают улыбчивые люди в форме и белых перчатках, а внутри всё как в американских студенческих фильмах, только везде цветущие тюльпаны (как и по всему Стамбулу. Они - символ Турции и как раз цветут в мае), нет целующихся и даже держащихся за руки парочек, и высится пожарная башня Беязит из редкого белого мрамора, которая, к сожалению, была на реставрации.



Так вот Сулеймание - вторая по значению стамбульская мечеть после Голубой. Её построил архитектор, который прожил почти сто лет и был главным придворным зодчим у пяти османских падишахов. Вместе с банями, кладбищем, религиозными учебными заведениями и прочими постройками она занимает целый небольшой городской квартал. Там же находятся гробницы султана Сулеймана и его любимой жены Роксоланы (которая, кстати, была хохлушкой и той ещё интриганкой. Она сподвигла султана убить своих сыновей от других жён гарема, чтобы наследниками стали её сыновья). Пишут, что раньше стамбульские мечети были расписаны внутри именно такими цветами - черным, красным и золотым, какими расписан купол у мавзолея Сулеймана, но мне сложно себе это представить. Мне нравятся они такими - воздушными и кружевными.







       

***

Ещё одна мечеть для сравнения: Новая мечеть. Она находится недалеко от порта Эминёню, рядом с Египетским базаром или базаром специй. Этот базар был создан для финансирования строительства Новой мечети и это второй по величине стамбульский рынок после старейшего Капалы Чарши (тур. "крытый рынок") или, как его все называют, Гранд базар (в который я, к своему огромному сожалению, так и не попала).

       



       



Конечно, о тишине здесь не может быть и речи: муэдзины поют, торговцы горланят, зазывалы чуть не силой зазывают туристов в свои кафе... Вот не дай бог встретиться с одним из них взглядом! Он бросит свой "пост" и дойдёт за тобой до середины базара, чтобы только продать тебе несчастную чашечку турецкого яблочного чая. Но если зазовёт, то это будет пусть не самый лучший, но уж точно самый внимательный и самый трепетный сервис. И номер его мобильного телефона на оборотной стороне счёта бонусом.

Новая мечеть (Ени Джами по-турецки) строилась разными архитекторами в честь матери султана в течение 66 лет, и, благодаря своему расположению, сейчас это самая посещаяемая мечеть. Она очень отличается от остальных. В ней голубые ковры (в отличие от красных в других мечетях) очень красивого оттенка, стены покрыты отделочным фаянсом с сурами и аятами из корана и цветочными узорами.

       

       

О муэдзинах стоит упомянуть отдельно и именно здесь, на ступеньках Новой мечети, куда мы с Кэтрин (это американка, с которой мы жили в одном отеле, познакомились в первый день и провели почти всю неделю вместе) присели передохнуть с жаренной на гриле кукурузой.
Сначала петь призыв к молитве начинают в одной мечети, и ты замираешь от необычного звенящего звука горлового пения. Тут же подхватывают в другой, в третьей, четвёртой... И уже по всему городу звучит этот многоголосный хор, который опевает каждую ноту под аккомпанемент трамвайных трелей, криков чаек и корабельных гудков.





***

И для пущего контраста католическая церковь Святого Антония из Падуи, которая находится на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. По сравнению с мечетями она совсем "зелёная" - была построена в начале 20 века. Вот забавно, что на фоне таких мастодонтов, как крупнейшие мечети Стамбула (не говоря уже о Святой Софии), храмы, которым век, кажутся новенькими и совсем несерьёзными.



Как обычно, я попала туда случайно, проходя мимо. Там проходила служба, на которой можно было присутствовать всем желающим (в отличии от мечетей). Я присела там на деревянную скамью в последних рядах и слушала (ничего, правда, не понимала, но в Стамбуле к этому не привыкать) жизнерадостного пастора. И всё бы хорошо, но мне очень не понравилось, как турки и арабы расхаживали там во время службы безо всякого почтения к другой культуре и фотографировались со вспышками, складывая локти на колени какого-нибудь очередного святого. Как-то это некрасиво с их стороны, я считаю.

       



В следующей части поплывём на кораблике по Босфору, погуляем, спустимся под землю и (наконец-то!) пойдём есть.
Stay tuned.
.

пятница, 17 июня 2011 г.

Shoe Friday

И вовсе не потому, что у меня пол-турецкой карточки ногофот... или обувь кончилась... или мне лень придумывать как сфотографировать... или новый отпуск впереди... а с лёгкой руки объявляю сегодня не обычный пятничный, а тематический Shoe Friday флешмоб.
Сегодня постим свои ного-фоты из путешествий.
Так что поднимайте свои архивы и делитесь морем-солнцем-пляжами-мостовыми и пр. А кто большой молодец и подготовился заранее, может делиться сегодняшними ного-фотами в виде исключения. Тем, кто не знает, как делиться, поможет прекрасный сайт.

А для приятного поиска по архивам вот вам песня, с которой я обычно взлетаю (не люблю слушать как трещит и стучит самолет когда взлетает - боюсь)





У меня вот кеды в Каппадокии (потому что когдааааа ещё я покажу фотки оттуда, если у меня и Стамбул-то ещё не готов).

Это один из пещерных монастырей, который я ездила смотреть, стыдно признаться, с экскурсией. А всё потому, что я немножко заплутала там среди этих гор и от отчаяния присоединилась к группе в самый последний момент.
Зато там был прекрасный австралийский принц, который заметил, что я не очень-то в порядке, когда мы с группой и гидом спускались в подземный город Деринкую, где раз в пять минут у меня случались приступы клаустрофобии и паники. Он тщательно следил, чтобы в узких низких тоннелях не было передо мной скопления людей, потом пригибался, делал знак рукой, как заправский командо и говорил "Гоу!". И я шла, согнувшись, за ним и надеялась, что сзади никого нет, и у меня, в случае чего, есть пути отхода. И после каждого такого тоннеля он так искренне спрашивал у меня "а ю oк?" ))
Он ещё немного говорил по-русски и очень удивил меня, когда смог палочкой на песке проспеллить слово "дождь".
Не помню, как его звали. Алекс, вроде.

Показывайте!
Желающие могут ещё бонус-треком поделиться своими "взлётными" песнями.

четверг, 16 июня 2011 г.

Theme From A Summer Place





Если бы я не была сингл, со мной бы не случались всякие глупые глупости, из-за которых Ире приходится встречать меня на Пушке, обнимать и гладить по спине, уговаривать не плакать, покупать мне молочный коктейль с шоколадной печенькой и прогуливать меня до Кузнецкого моста, развлекая смешными историями про последний фрайдей коктейль, который я пропустила.
Если бы у меня не было моих девочек, то всякие глупые мысли типа лучше-я-обратно-в-Казань-перееду-снова-там-меня-любят-и-ждут не таяли бы с каждым днём. Потому что когда мы вот так сидим в летнике и хохочем по поводу и без, становится хорошо... так хорошо.

Чтобы снять фото для очередного фото-дня нашего фото-месяца я пришла в "две палочки" со штативом за спиной. Вот есть девушка с веслом, а я была девушка с ружьём. В платье и с ружьём. Красотко. Настолько красотко, что мне даже разрешили поставить штатив и снимать сушистов в заведении, где вообще-то съёмка запрещена.

Эти девочки, кстати, совсем нюх потеряли и даже в те редкие дни, когда я беру с собой фотик, не хотят фотографироваться. И это несмотря на то, что фоток у нас в последнее время совсем нет, и те времена, когда у каждой в Фейсбуке аватарой стояло фото, сделанное мной, давно прошли...
       

...а если и соглашаются фотографироваться, то потом кричат с частоколом восклицательных знаков и плачущими смайлами, что они на этих фото некрасивые, и запрещают мне их размещать. А я говорю, красивые.

       

Поэтому кроме сушистов-призраков мне остаётся только фоткать цветочки и свою анкету-заявку на путешествие в Венесуэлу/Тибет, которое устраивает "две палочки".
Я так хочу в Венесуэлу, что разволновалась и нарисовала им лодку, у которой парус надувается в одну сторону, а флаг развевается - в другую (там точки надо было соединить в рисунок, так что я тут не причём) и сочинила какой-то совершенно дурацкий стих с предложенными рифмами Венесуэла-каравелла и Тибет-рулет. Надеюсь их офигенный маркетинговый отдел, который всякий раз придумывает прикольные штуки (кроме, разве что, акции на день Валентина. Ира, сорри!), не испугается когда будет читать, я надеюсь!, мою анкету.

       

...так разволновалась, что даже еду ни разу не сфотографировала. Ни удон с говядиной (ради которого лично я и хожу в "палки"), ни клубничный чайный набор, ни крем-брюле с Куантро и черникой, ни роллы со сливочным сыром и фруктами в карамельном соусе...
...и Маринка, жалко, в кадр не попала - пришла когда уже стало совсем темно, а то бы добавила к дружному хору нашего "фрик-шоу некрасивых", кроме косоглазия, преклонного возраста, круглых плеч и лица, ещё и стареющие коленки )))